Зимний поход по Таганаю 02.02-10.02

Волшебная страна Таганая радушно встретила нас тёплой погодой (-10 градусов), лёгким снежком и конечно запахом тайги! Пока поднимались до Белого Ключа по накатанной тропинке, подгоняли снаряжение, привыкали к лыжам и рюкзаку, не забывая при этом восхищаться окружающим миром зимнего леса. После обеда у Двуглавой сопки (увидеть её во всей красе помешала пасмурная погода) длительный подъём до Гремучего ключа, затем ещё 2 км и мы оказались на плато перед Откликным гребнем. Непроглядная метель не оставила и шанса разглядеть даже очертания его. Ночёвка в палатке, завывание ветра, ужин на горелке. Утро встретило нас той же метелью, опять ничего не видно, даже лыжню вчерашнюю замело. Пробиваемся через снежные дюны между скальных останцев причудливой формы, между ёлок в снежных шубах (иногда эти шубки сыпались за шиворот).Планам восхождения на Круглицу не суждено сбыться – снежное молоко причина тому. Начали спуск. Нападались,  нанырялись, напроваливались, но получили массу удовольствия от новых ощущений и открывающихся видов малого Таганая ( порывы  ветра время от времени разрывали пелену ). Ночёвка в приюте Таганай у подножия Круглицы. Звёздная ночь вселяла надежду  на хорошую погоду утром, но не суждено. С утра вновь всё затянуло, и пошёл снег вначале мелкий, а во второй части дня крупными хлопьями. Скоростной участок в 8км до кордона Большой Киалим. Володя смотритель на кордоне любезно пригласил нас на чай в тёплый домик. За короткое время узнали от него много нового и интересного. Далее длинный подъём на гору Ицыл. Закончилась присыпанная снегоходная дорога, тропим галсами по колено в снегу. Реликтовый ельник скрывает у подножия вершины егерьскую избушку. Здесь ночёвка и завтра счастье туриста –днёвка. Под треск дровишек в печи забываются трудности на пути и вспоминаются с юмором и смехом падения в сугробы и страхи встречи с сохатым.  Потом читали прозу Бунина и стихи местной поэтессы Натальи Берек. На днёвке радиальный подъём на южный Ицыл (опять метель), хозяйственные работы, фотосессия. Потом был спуск в пурге, опять с тропёжкой поколено. Вдоль Уральского хребта сплошь и рядом звериные следы. Вот тяжёлыми шагами протропил себе дорожку  сохатый, на снегоходной дороге свежие следы кабанов, повсюду петляют заячьи. Уставшие на закате вновь ставим палатку на поляне. Буря улеглась и сегодня ужин на костре, тёплые беседы за кружкой душистого чая. Крайний день похода ознаменовался выходом в пос Тургояк г. Миасса. Спасибо этой сказочной стране под названием Урал!!! Мы обязательно вновь сюда приедем!!!

Владимир Бондаренко

А вот поход глазами одного из участников по имени Лариса:

Мысли по ходу дела.
Действующие лица и исполнители:
В роли Эльфа (по ходу действия возможны быстрые превращения в Тролля)– Татьяна Ропалец,
в роли “Дорогой наш Владимир Иванович” (произносится с интонацией мамы дяди Фёдора из мульта “Каникулы в Простоквашино”),  он же Шеф, Командир, Хозяин, Капитан – Владимир Бондаренко,
в роли Мурлакаташа (неизвестной миру твари) – Лариса Дуняшенко.
    3 февраля 2013 года. Знакомство со Златоустом не назовешь даже мимолётным. 2 минуты на выгрузку из вагона, 5 минут дойти до остановки, за 20 минут доехать по спящему городу до поселка Пушкинский, здесь Таганайское лесничество – место старта и АЛГА, как говорит Шеф. Нарядились в лыжи и затемно пошли до первой стоянки “Белый ключ”, которая оказалась местом сбора людей из Златоуста, любящих на природе греть себя алкоголем. Судя по количеству пустых бутылок вокруг, пьют здесь не хило. Но мы здесь ненадолго, пьём чай, доедаем поездные запасы и вперед на стоянку № 2 “Горячий ключ”. А запомнилась она странноватым смотрителем по имени Владимир. Чувствуя некую власть над вновьприбывшими, он считал должным педантично и занудно выговаривать каждому как правильно зайти в дом, да с каким поклоном. Мутноватый типок, да и пофиг, пусть сидит в своем Ключе. Мы дождались Эльфа и идём дальше к месту ночёвки. Количество снега вокруг удивляет, поражает. То ли ещё будет! Боимся, что лыжню заметёт, и Эльф не увидит наши следы, потому одновременно роем яму под палатку в снегу и кричим Эльфу. И вот он появился. А у Шефа уже и ужин на горелочке подоспел: макароны и тушня. Супер! Я готовлюсь к холодной ночи, всё складываю под спальник, утепляю своё место. Эль тоже получает ценные указания от Шефа как обустроить лежбище на ночь. В роде, никто не замерз.
4 февраля 2013 года. Идем дальше, подъем вверх. У меня с Эльфом скорость небольшая, а когда дело доходит до спуска по рыхлому снегу со склона вниз, то тут мы совсем сдуваемся. Лыжи тонут в снегу, слабо поддаются управлению, но при этом скользят очень хорошо, что приводит к бесконечным падениям. А если уж пятая точка оказывается ниже ног, и рюкзак прихлопывает тебя сверху, то становится понятно, нет смысла трепыхаться под ним, надо снимать, иначе не встанешь.  Потом, уже вечером, в приюте, обсуждая прошедший день, мы с Танюхой прозвали себя “Неваляшками” за бесчисленное количество падений. А что же наш Капитан? Скатился без проблем и АЛГА.
Крутой спуск закончился и по снегоходной трассе можно уже спокойно спускаться, а как долго не знаю. Эльф задерживается на горе. Я останавливаюсь поправить амуницию, от мега падений сползли бахилы. Тихо, только слышно какую-то птицу, и плач её очень похож на мяуканье. Но я на сто процентов уверена, что это птица, даже когда на мой рюкзак запрыгивает рыжий котенок. “Птица” оказалась с лапами, усами и хвостом, и, причём, изрядно замерзшая. Что с тобой делать? Пока я думаю, котёнок проворно забирается ко мне на шею. Горнолыжник я фиговый, а с котом на плечах так и совсем никакой. Стряхиваю его и зову за собой, так и помчали по спуску. Он то впереди, то сзади, боюсь наехать на него. Но потом отстал мой рыжий дружище (моя “птица”). То ли согрелся, то ли понял что никакой помощи от меня не получить (не обогрею, не накормлю). Качусь дальше вниз с ветерком, уже видны какие-то домики, а вот и лыжи Шефа припаркованные. Да вот и он сам, уже договорился о нашей ночевке в приюте “Таганай” и зачищает печку от золы. Супер, будет ночевка в домике! Варим ужин. И вот уже разомлев от тепла, сытного супа и пары глотков спирта в голове Эльфа опять начинает зреть план выйти на снег и принять снежные ванны. Нам такой план тоже понравился. Роли распределили так: Шеф – снимает видео, я тру эльфинное тельце снегом, а он кричит и пытается ускользнуть. Но от нас не уйдешь!
Ночь была тяжелой. В жарко натопленном домике засыпается долго, спится плохо до тех пор, пока под утро печка не остынет, и только теперь, замерзая, можно заснуть на несколько часов, натягивая на себя сквозь сон всё то, что снималось до этого. А под утро в нашу избушку пришёл мой рыжий дружище (моя “птица”). Пришлось его кормить.
5 февраля 2013 года. Идем по равнине, следов всякого зверья навалом, а кто есть кто, знает только Шеф. В приюте “Киалим” встречает нас гостеприимный хозяин, тоже Владимир, хороший рассказчик, веселый, приветливый человек. Горячий чаёк поднимает боевой дух и снова АЛГА. Наша цель – избушка егеря. Идет снег, мы жмём в подъем. Цель достигнута. Встречаемся с лыжниками из Саратова. Интересные люди, осваивают новую технику катания. Завтра днёвка и подъем на Ицыл. А пока у нас впереди ночёвка опять в жарко натопленном домике. Вечерние посиделки за чаем заканчиваются чтением стихов Н.Берек, мы с Эльфом слушаем. Я поражаюсь, наш Шеф – железный человек, читает лирику, размышляет о жизни, о взаимоотношениях. Может он и в этот поход пошел, чтобы вернуться к этим стихам?
6 февраля 2013 года. После завтрака весь народ при деле: Шеф чинит лыжи, Эльф зашивает штанишки, я кашеварю.
Идем по снежному лесу – тихо и сказачно, поднялись без рюкзаков на Ицыл. Видимость нулевая. Мы три ярких пятна в белой пелене, вокруг снег и туман. Нереальность этого белого плена завораживает. Без рюкзаков спускаемся легко и быстро. Но Шеф уже поставил задачу – дрова! Шеф “слыш рубит, а я отвожу”. Есть какой-то кайф в скоростном спуске с горки, когда тащишь пару полешек за собой, держа за сучки. Вобще, нам с Эльфом опять удалось задание не провалить.
Варю друзьям суп, рецепт простой: чуток мороженой картошки, пакетики с куриным супом, рыбная консерва. Едят, наверно нравится. Варю друзьям компот из сухофруктов, пьют, наверно нравится. Варю друзьям гороховую кашу, едят, наверно нравится. В общем, кухарила я в тот день на совесть. А после ужина “по традиции” литературные чтения. Сегодня уговорили Шефа почитать Бунина, и он снова на высоте!
7 февраля 2013 года. На сегодняшний день большой план – пройти как можно больше из оставшихся 26 км. Монотонная равнина, скучновато, уже нет безумно снежных деревьев. По свежему снегу лыжи не катят, идем шагом. Сильно отстаём с Эльфом от Шефа, да он и сам понял, что надо наш боевой дух поднимать – уже топит снег, чтобы заварить быстрый суп. Часок отдыха и мы снова огурцы, может только чуток вялые. Солнце уже садится, Шеф уже место под палатку выбрал и снег утрамбовал. Вот и мы подтянулись с Эльфом, собираем лапник под палатку. Сегодня готовим ужин на костре. Ура!  А то поехали бы домой в чистой одежде, без прокопченного запаха. А так всё в порядке.
Темнеет быстро, звезды становятся ярче, костёр проседает всё ниже и ниже, нам хорошо. Жалко только, литературный вечер не состоится, книги остались в домике егеря. В эту ночь Эльф подмёрз, и, похоже, сильно. На несколько минут даже превратился в Тролля, страшновато было.
8 февраля 2013 года. Идем к посёлку, добиваем оставшиеся километры. Тишина вокруг уже не кажется звенящей, пробиваются звуки, то пила, то лай собаки. К обеду вышли на трассу к посёлку Тургояк.

Хорошая выдалась неделька: спортивная, веселая, дружная, литературная, кулинарная. Только жалко, что мой рыжий дружище (моя “птица”) там остался. Я назвала его Таги (Таганай).